stroybat_spb (stroybat_spb) wrote,
stroybat_spb
stroybat_spb

Никогда не сдавайся

Керчь, май 1983 года.

Я по жизни – человек основательный, предусмотрительный, всё люблю делать заранее, а не когда жаренный петух в попу клюнет. Не из тех, кто до последнего сидят в привокзальном буфете, а потом на ходу запрыгивают на подножку последнего вагона уходящего поезда. Не из тех, что долго нежатся утром в постели, лениво поглядывая на часы, а потом у них перед носом хлопает дверью уходящий переполненный троллейбус и они пишут на работе объяснительные, что на работу опоздали из-за проблем с транспортом. Нет, всё надо делать заранее, с запасом по времени.
Увы, всего предусмотреть невозможно, бывает, что все обстоятельства против тебя, или, как говорят юристы: непреодолимое стечение обстоятельств.
Вот и в тот раз, всё, буквально всё было против меня.
Начну по порядку, со свойственной мне обстоятельностью. Работал я тогда  после армии в Керчи,  в Камыш-Бурунском железно-рудном комбинате, водителем дежурной машины карьера. Работал по сменам, по скользящему графику. И поскольку парень я был основательный, то не собирался всю жизнь, до пенсии, крутить баранку водителем третьего класса. Тогда ещё профессия водителя имела три степени классности, с соответствующей прибавкой к зарплате при её повышении. И для переучивания на следующий класс надо было сначала отшоферить определённый стаж. И как только я набрал три года стажа, то тут же пошёл в Керченскую автошколу ДОСААФ учиться на второй класс и, как бонус, водительскую категорию «Е» (автопоезда).
Но это всё, как сейчас говорится, преамбула.
А в тот день я, отработав ночную смену на своём ЗИЛ-130 в карьере Западный, должен был, помывшись под душем в нашем автопарке, не ехать домой отсыпаться, тем паче, что следующую ночь мне тоже надо было шоферить в карьере, а ехать в городское ГАИ для пересдачи на новые водительские права, поскольку курсы при автошколе уже успешно закончил, на отлично. Вообще, если за что-нибудь берусь, то делаю это на совесть, иначе вообще не стоит за это браться. А уж с «правами» второго класса мне уже и тариф идёт на десять процентов больше, а это вам не хрен собачий. А собачачий. Через пару лет можно будет пересдать на водителя первого класса, а это, по сравнению с водителем третьего класса, уже плюс двадцать пять процентов к тарифу. Ну а там, к пенсии, можно и на автомеханика выучиться, не до глубокой же старости баранку крутить, к тому времени другие водители в автопарки и гаражи придут: молодые, честолюбивые, перспективные… Как видите, всё у меня было просчитано и продумано заранее.
Ага. Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах. Ничего у меня из этого не вышло… стоп, забегаю вперёд, об этом после.
Так вот, на экзамен мне надо было к десяти утра, а ехать предстояло через весь город, на двух автобусах. Но, смена у меня заканчивается в восемь утра, так что за час я успею добраться до горГАИ, и ещё час времени у меня останется в запасе. Всё надо делать заранее, с запасом!
От гаража сел на автобус пятого маршрута, на конечной остановке, автовокзале, пересел на автобус маршрута номер шесть, вышел на нужной остановке и пошёл в нужный адрес.
Ровно в девять утра я стоял в городском отделении ГАИ у окошка, где принимают документы, и седоватый майор, принимающий мои «ксивы» для пересдачи, вдруг сказал:
- Так, справка с мест работы – не годится!
- Это почему? – удивился я.
- Справка должна быть получена не раньше, чем за десять дней, а вашей справке уже целый месяц. Откуда мы знаем, вдруг вы уже место работы поменяли?
Чёрт! Вот это подстава, с неожиданной стороны: моя всегдашняя предусмотрительность и привычка всё делать заранее так подвела меня!
- Так давайте документы обратно, в другой раз пересдам, - говорю майору.
- Нет, -возразил он, - ваши документы я уже принял и занёс в общую опись, и переделывать её из-за вас уже не буду.
- Но я же не успею, мне аж в Камыш-Бурун ехать в свой гараж! – обречённо воскликнул я.
- А вы поторопитесь, тогда успеете, ну а нет – так в завтра пересдадите, ваши документы у нас никуда не пропадут.
«Ага», мрачно подумал я, «А кто сегодня за меня в ночную смену в карьере шоферить будет?» Но, поскольку майору до этого, разумеется, не было никакого дела, то я, глубоко вздохнув, побежал к остановке. Именно бежать, поскольку на всё про всё у меня был ровно один час, дорога каждая секунда. Бежать до остановки было около километра, но я тогда всего год, как отслужил, не набрал ещё лишнего веса (ох, всё ещё впереди!), а потому пробежать это расстояние для меня было пустяки, детская дистанция. Вот если б ещё время не поджимало…
Добежал до остановки, и словно начал смотреть киноленту в обратном направлении: автобус шестого маршрута – автовокзал – автобус пятого маршрута – остановка ТЭЦ. И самое главное, на этом отрезке пути от меня ничего не зависело, мне оставалось лишь поглядывать на часы и горестно отсчитывать утекающие минуты.
В гараж я прибежал в девять сорок пять, через пятнадцать минут уже должен был начаться экзамен и я по любому не успевал, ведь мне надо было ещё получить справку у секретаря и доехать обратно. Можно было горестно вздохнуть и махнуть рукой, воскликнув по-турецки: «Кысмет!» Судьба, значит, если по-русски. Против судьбы не попрёшь. Но я был молодой, горячий, напористый, и твёрдо уверенный, что непруху надо ломать. И бороться до конца, используя малейший шанс, и даже если совсем нет шансов.
Прибежал в приёмную секретаря и сразу же узнал, что секретаря нет на рабочем месте.
- Начальник автопарка в дирекцию на совещание уехал, а секретарша пошла мыться в душ, - словоохотливо пояснила мне уборщица, протирая шваброй линолеум в коридоре.
Бли-и- ин!!! Нашла время мыться!
- Пожалуйста, - сказал я уборщице, - я вас очень прошу: пройдите в душ и скажите секретарю, чтобы она СРОЧНО пришла на рабочее место, вопрос жизни и смерти. И скажите ей, что если она не придёт через пять минут, я сам пойду в женский душ и вытащу её оттуда, за космы!
Через пару минут из душевой выскочила перепуганная секретарша с красным распаренным лицом, на ходу оборачивая свои волосы мокрым полотенцем.
- Вы что, с ума, сошли? – возмутилась она, - Уже из душа меня достаёте.
Я в двух словах объяснил ей свою тему. Она с ходу въехала: что если я сегодня не пересдам, то вечером карьер Западный останется без дежурного водителя. А потому, отбросив ложную обиду, быстро сварганила мне нужную справку и пришлёпнула её круглой печатью. И я побежал обратно на остановку. Время было уже ровно десять часов, начало экзамена в ГАИ. На что я на надеялся? А уже ни на что. Но и сдаваться не собирался. Сейчас в самый раз было бы нанять такси и доехать на нём в ГАИ. Но, вот невезуха, именно в тот день у меня не было денег. Ну вот так вот сложилось, товарищу на подарок скинулись к дню рождения, и осталось у меня лишь рубль с мелочью.
Но, такси я всё же остановил. До ГАИ рубля не хватило, лишь до телецентра, но зато по дороге мы обогнали два автобуса-пятёрки, на первый из них я и пересел после такси, так что выигрыш во времени всё же получил. И снова терпеливо стоял на задней площадке, горестно поглядывая на часы. А минуты всё бегут, проклятые.
Когда приехал на автовокзал, то в ту же секунду от соседней платформы отошёл автобус маршрута номер шесть. Всё, это трындец! Ходят шестёрки редко, следующая будет минут через двадцать, в лучшем случае, а то и через полчаса. Это финиш, Саня. Всё, сливай воду, суши сандалии. Но в этот момент я увидел, что у платформы пригородных автобусов стоит автобус маршрута шестьдесят четыре, до Войково. Но, самое главное, он идёт по тому же маршруту, что и автобус номер шесть. Я запрыгнул в пригородный войковский автобус и он быстро повёз меня в сторону жэ-дэ вокзала. Пригородный ЛАЗ-695 – это вам не медлительный сочленённый Икарус!
Выскочил на нужной остановке и второй раз за сегодняшнее утро пробежал по маршруту остановка – ГАИ. Когда добежал, то время было уже одиннадцать утра.
Там я, запыхавшись, сунул свою злосчастную справку в окно седому майору.
- Успели! – порадовался он за меня. – А мы тут, знаете ли, задержались, то-сё… Вот и отлично, идите, сдавайте экзамен.
Экзамен на "теорию", то есть ПДД, я сдал на «отлично», а экзамен на вождение сдал ещё на прошлой неделе (задним ходом, с поворотом, загнать КАМАЗ с прицепом, в ворота).
Ну вот и всё, получил я свои вожделенные права с категорией Е и удостоверение об окончании курсов водителей второго класса. Теперь можно поехать домой и хоть немного поспать перед ночной сменой. Стоит всё же бороться до конца.

Послесловие.

Эти «права» второго класса, да еще с категорией Е так никогда мне и не пригодились. Через два месяца я переехал в Ленинград. Там днём работал крановщикам на стройке, а вечером учился в Политехническом институте. По окончании института работал инженером. Шофёром я больше не работал никогда, и садился за руль лишь собственной машины. Вот так, хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах. Но то, как ради вожделенных «прав» второго класса с категорией Е я тогда отчаянно бился с судьбой, с категорической непрухой, запомнил на всю жизнь.
Tags: ав
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments